Уроки батика. Урок 1. Свободная роспись и спецэффекты |
![]() |
![]() |
Урок первый. Свободная роспись и спецэффекты. Нам понадобится. Для запаривания: 1. Большое ведро. Емкость не меньше 10 литров. 2. Старые газеты или бумажные полотенца. 3. Суровые нитки. 4. Большое махровое полотенце, одеяло или подушка. 5. Детский шампунь или мыло.
Мастер-класс ведет Татьяна Колесникова. Художник, педагог, журналист, член Международного Художественного Фонда, член МОАК, руководитель творческого клуба «Лотос» Сегодня мы с вами начнем знакомиться с удивительной техникой росписи по ткани. Искусство батика, росписи по шелку, появилось очень давно, почти одновременно с тем, как человек научился обрабатывать коконы тутового шелкопряда и производить из получившейся нити чудесную ткань с уникальными свойствами – шелк. Батик весьма многогранен, и позволяет создавать на ткани практически любые узоры и рисунки, воплощать любые технические и творческие задачи. На шелке можно писать картины, можно из расписанной ткани делать платки, шить одежду, изготавливать предметы интерьера. Ткань, единственная основа на которой ведется работа в батике, весьма гигроскопичный материал, то есть хорошо впитывает воду. И любые же краски по ткани – так же на водной основе. А значит, краситель по ткани растекается легко и беспрепятственно. И это самое большое достоинство и одновременно самая большая трудность батика. С одной стороны, растекание краски позволяет создавать неповторимые переходы цвета, осуществить которые можно только на ткани. А с другой безудержное растекание не дает возможности создавать четкие границы между цветам, не позволяет воспроизвести точный рисунок. Можно сказать, что вся многовековая история батика – это история борьбы с растеканием краски. На какие только ухищрения не идут художники! Ткани пропитывают специальными составами, связывающими волокна, и соответственно, уменьшающими растекание (роспись по загустке), определенным образом складывают и сминают ткань (бандан), используют в работе расплавленный воск, который ложась на ткань, не пропускает воду, а вместе с ней и краску (горячий батик), наносят контуры специальным резервирующим составом, не дающим краске растекаться за пределы контура (холодный батик). Мы познакомимся со всеми существующими видами росписи по ткани, но начнем постепенно, с самого простого, со свободной росписи ткани. Будем просто рисовать по ткани, позволив краске течь, куда заблагорассудится. Уз А при помощи вспомогательных средств, используя соль и мочевину, создадим фактуру. Натягиваем ткань. Предварительно обклеиваем подрамник скотчем, иначе краска будет впитываться в дерево, окрасит его, и подрамник станет одноразовым. Если нет подрамника, можно использовать пяльцы. Натягиваем ткань на подрамник кнопками от середины длинной стороны. Затем тянем противоположную сторону так же от середины. Потом короткие стороны натягиваем тоже от середины. Перед натягиванием ткань, особенно если она плотная, можно смочить и тянуть влажную, но хорошо отжатую. Натягивать надо очень туго, почти до треска, чтобы натянутая влажная ткань не провисала и слегка пружинила при нажатии. Очень важно натягивать ровно по нитям, не перекашивая и строго выдерживая вертикали и горизонтали, параллельно краям подрамника. Иначе после того, как вы снимите расписанную ткань, изделие скособочится. После натягивания, не дожидаясь высыхания, начинаем рисовать. Если же шелк успел высохнуть, то снова немножко смачиваем его кисточкой, либо сбрызгиваем из пульверизатора. Внимание, воды не должно быть много, нужно чтобы ткань была слегка влажной, а не мокрой. Роспись. В баночках у нас находятся концентрированные красители. Намочите кисточку, отожмите о край банки, промокните о чистую тряпочку и наберите краску. Попробуйте сделать мазок на ткани. Цвет будет яркий и насыщенный. Теперь помойте кисть, и слегка отжав ее, но не промакивая, попробуйте с одной стороны размыть яркий мазок. Тон немного посветлеет. Повторите действие несколько раз, и у вас получится плавный тоновой переход, размывка. С другой стороны сделайте мазок другого цвета. На границе краски смещаются, появится третий цвет. Новый мазок можно так же размыть. Не обязательно каждый раз начинать работу с самого яркого цвета. На палитре вы можете развести любой цвет с водой, добившись более светлого тона, а так же смешивать краски, получая новые цвета. Если поверхность очень большая и вам надо много краски одного оттенка, то вместо палитры можно смешать краску в баночке, например в стаканчике из-под йогурта. В принципе сегодня у нас нет задачи создать какой-то определенный рисунок. Можно ограничиться простой заливкой фона, подбирая цвета по своему усмотрению, например если планируется платочек для мишки, то можно подобрать цвета к наряду или мохеру. Однако если есть желание, можно попробовать нарисовать что-то конкретное, листья, цветы, все, что вам захочется. Но помните, что рисовать надо быстро, пока ткань не просохла, иначе на работе появятся некрасивые затеки. Особенно это видно когда свежий мазок ложится рядом с уже окрашенным и высохшим местом. Спецэффекты. Итак, мелкой солью можно «посолить» ваш батик прямо из солонки. Будьте аккуратны, соль ни в коем случае не должна лежать горками, ее нужно очень мало! Старайтесь рассыпать соль так, чтобы каждый крошечный кристаллик лежал отдельно, не только не касаясь соседних, но и на некотором расстоянии от них. Тогда эффект будет наиболее выраженным. Потом разложите кристаллы морской соли. Они крупные и уложить их можно точно, даже в виде какого-то орнамента. То же самое сделайте с мочевиной. Снимите мочевину, как только началась реакция. Теперь дайте ткани полностью высохнуть. Чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться феном. Закрепление красителя. Дело в том, что акриловые краски закрепляются утюгом, то есть просто приклеиваются к ткани. Соответственно делают ее жестче. Еще один минус акриловых красок их плохая смешиваемость между собой. Синтезированные в лаборатории краски иногда при смешивании вступают друг с другом в химическую реакцию, и смешав синий с желтым вполне вероятно получить не зеленый, а розовую пенку. Анилиновые же краски полностью подчиняются законам цветоведения. А при закреплении не меняют (не повреждают) структуру ткани. Да и в процессе носки гораздо более стойки к выгоранию и стирке. Итак, чтобы закрепить краски, расписанную ткань надо ровно разложить на бумаге так, чтобы бумага была чуть больше ткани. Это может быть газета или бумажные полотенца, но ни в коем случае не калька! Затем мы сворачиваем бумагу с нашей работой в трубочку так, чтобы ткань нигде не соприкасалась с тканью. Получившуюся трубочку еще раз сворачиваем в улитку и как следует обматываем суровыми нитками. К дужкам ведра прикручиваем проволоку. К проволоке крепко подвязываем нашу «улитку», так чтобы улитка оказалась примерно в центре ведра. От дна можно отступить чуть больше, принимая в расчет воду, которую мы сейчас нальем. Осторожно, чтобы не капнуть на завернутую ткань, выливаем в ведро 2 литра горячей воды. В воду опускаем черепки керамической посуды или камешки, лучше всего гальку (главное не известняк!). Или можно поставить на дно пароварку (металлическая тарелка с дырочками) это нужно, чтобы избежать брызг при кипении. Накрываем ведро сложенным в несколько раз махровым полотенцем (одеялом, подушкой), тщательно и равномерно подтягивая, чтобы ткань не провисла внутрь ведра. . Сверху кладем крышку от ведра и прижимаем кастрюлей с водой – закрываем герметично. Эту конструкцию ставим на медленный огонь, если есть то на рассекатель, на 2-3 часа в зависимости от размера и плотности ткани. Чем больше и плотнее – тем дольше парим. По истечении времени выключаем огонь, аккуратно снимаем кастрюлю, крышку, и внимание! Отгибаем край полотенца в противоположную от себя сторону – во избежание ожога! Срезаем и раскручиваем «улитку» Теперь надо смыть с ткани излишки краски. Сначала выполаскиваем ткань под холодной водой, пока вода не станет прозрачной, потом под теплой, потом под теплой с детским мылом или шампунем. Ни в коем случае не замачивать – вода должна быть проточной! Высушиваем до влажности, гладим. Наша расписанная ткань готова. Можно сшить из нее наряд для мишки. А можно сделать платочек. Для этого надо обработать край. Традиционно край шелкового платка подшивают руликом, причем нитку для подшивания выдергивают из края самой ткани – так будет наиболее аккуратно и незаметно. Или можно сделать бахрому. Для чего надо по краю выдернуть горизонтальные нити по всему периметру платка, не менее чем на 5 миллиметров. Продолжение следует... |
« Пред. | След. » |
---|